воскресенье, 7 июля 2013 г.

Луис--сам джаз

Луис—сам джаз.
Специалисты и любители джаза во всём мире не сходятся в мнениях, когда надо определить , кто из джазовых музыкантов может быть назван самым лучшим мастером своего инструмента. Только в одном случае нигде и никогда нет споров: когда речь идёт об афроамериканском трампетисте и певце , которому в этом году исполнилось бы 112 лет и которому джазовый мир по праву дал звание –«Король джаза». Речь идёт о Луи Армстронге.
Луи Армстронг родился 4 августа 1901 года в американском городе на реке Мисисипи, вписанном навсегда в историю джазовой музыки --в Новом Орлеане. Его отец –фабричный рабочий и мать , служащая , вскоре после рождения Луиса разошлись и он вырос без отца, в старом креольском районе. Он жил как придётся : был посыльным , носильщиком , продавцом газет , чистильщиком сапог и певцом в школьном хоре, на похоронах и народных праздниках. Музыку очень любил и всегда был к ней близок. Она звучала на улицах Нового Орлеана с утра и до ночи. Город принадлежал англичанам и французам до тех пор ,пока государство Луизиану не купили США , и к англичанам и французам постепенно начали прибавляться ирландцы и немцы , славяне и чёрные рабы со всех концов Африки. И маленький Луис слушал английские народные песни , французскую балетную музыку, прусские марши, гимны и хоралы в костёлах, во многих местных церквах и сектах. Из них и начала вырастать , медленно но уверенно, новая музыка—музыка его чёрного народа—спиричуэлсы, рэгтймы, джаз.
Луис вступил в мир джаза ещё мальчиком в коротких штанишках. На сбережённые деньги он купил в комиссионном магазине старую трубу и сам научился на ней играть. Когда ему было 12 лет ,он стал свидетелем ссоры между корнетистом и хозяином танцевального бара , которая окончилась изгнанием музыканта. Луис захотел поступить на его место. Когда же был отвергнут, то побежал к себе домой за корнетом, проимпровизировал несколько мелодий и сразу был принят с условием , что будет играть целых два месяца и не пропустит ни одного вечера. Луи его выполнил. Днём он работал как служащий в баре и носильщик, а по ночам был музыкантом.
Один раз он бежал со своим корнетом по улице , на углу которой , по местному обычаю , играл лучший местный тромбонист –Кид Ори .Кто-то в шутку спросил у мальчишки: «Кому принадлежит этот корнет?» « Никому. Это мой !» --прозвучал ответ. « А умеешь ли ты на нём играть?».И Луис заиграл, да так , что собрал изрядную толпу народа. «Такой корнетист мне может понадобиться»--сказал по окончании игры Кид Ори. « Только не носи больше коротких штанишек». Луис принял предложение.
Тогдашний король джазовой трубы—Джон Кинг Оливер впервые вывел его в свет, с огромным успехом у публики ,в Чикаго. С тех пор Луис оставался в его оркестре. Вскоре его шеф стал второй трубой и на афишах приглашающих посетить сад Линкольна значилось: « Играет негритянский джазовый оркестр Кинга Оливера под управлением Луи Армстронга» Уже тогда джазовые специалисты сходились во мнении, что в целом мире не найти другого корнетиста, трампетиста и певца, владеющего так законченно своим инструментом, с такой силой и чистотой тона, с такими сильными и выразительными средствами , с такими кипучими инвенциями и чёткостью своих музыкальных мыслей.
Тон его корнета, который в 1928 году заменил трубу, породил много подражателей. Но у них ничего не получалось. Все думали, что Луис ставит на трубу специальный мундштук , а когда убедились в ошибке ,стали называть Луиса-- «Сэтчмо». Это прозвище возникло из тяжело переводимого английского оборота: «Satchel Maus , которое в свободном переводе означает-- «Рот как корзина». А самого « Сэтчмо» хотел слушать целый мир. И он играл: на улицах, в концертных залах. Его труба звучала с граммофонных пластинок, которые выходили с его вещами во всё больших тиражах. В то время техника звукозаписи была примитивной. Несмотря на это, пластинки с его исполнением «Джаз Липс», или « Вест энд блюз» в исполнении коллектива « Хот Файф» и сегодня принадлежат к наилучшим образцам джазовой музыки. Коллектив « Хот Файф» (Кид Ори –тромбон, Джонни Доддс—кларнет, Джонни Сент Кур—банджо, Лил Хардин—фортепиано и Луи Армстронг –труба) вместе с более поздним « Хот Севен», по праву называл себя оркестром Луи Армстронга. В дальнейшем, он играл и пел с десятками различных коллективов и они с гордостью печатали на этикетках грампластинок –«Луи Армстронг и его оркестр», хотя с ними Луис играл только один раз. И первый в его жизни оркестр сыграл в его жизни решающую роль. Рядом с пианистом из «Хот Файф», Эрлом Хайнесом , часто сидела чёрная пианистка из оркестра Кинга Оливера—Лил Хардин. Перед всеми членами оркестра она имела одно преимущество—она единственная могла читать и писать ноты и в своём репертуаре имела классические вещи. Она была первая , кто сказала Луису , считавшемуся тогда лучшим мировым трампетистом, что он может и должен играть ещё лучше. Пока она его уговаривала , чтобы он начал ходить к учителю музыки –прошёл год. Лил была с ним и в дальнейшем. Она же стала в тридцатых годах его женой.
Луис Армстронг в своих частых путешествиях многократно приезжал в Европу и давал концерты –всегда с неизменным успехом. Хотел, но не смог посетить Советский Союз.
Без сомнения—Луи Армстронг великий джазовый музыкант. И на все времена он будет оставаться тем , что о нём написал в первой книге о джазовой музыке в 1936 году бельгийский автор Роберт Гоффин: «Армстронг больше чем король джаза, он больше чем король джазовой музыки, Он –душа этой музыки . Он сам –джаз.»


Комментариев нет:

Отправить комментарий