воскресенье, 7 июля 2013 г.

Звучание духовых инструментов симфонического оркестра

Звучание духовых инструментов в симфоническом оркестре.
Формирование симфонического оркестра в тот вид и состав, который существует сейчас, происходило на протяжении столетий. Сначала это были небольшие оркестры при дворах знаменитых вельмож, затем появились оркестры при больших театрах. И инструменты, в свою очередь, тоже претерпевали изменения и по звучанию, и по расположению в оркестре, и по главенствующим позициям. К началу 18 века в отдельную группу в оркестре, наряду со струнными, выделились духовые инструменты – флейты, гобои, трубы и фаготы. Композиторы, писавшие музыку для исполнения в симфоническом оркестре, стремились разнообразить его тембровое звучание, вычленив отдельные голоса инструментов. Постепенно происходил отход от многоголосного звучания, музыка постепенно становилась все более светской. Каждый инструмент в оркестре приобрел свой голос.
По своему составу духовые инструменты делятся на деревянные духовые и медные. В зависимости от этого и звучат они в соответствии со своим предназначением: деревянные – более лирически, проникновенно; медные – торжественно и величественно, а иногда и грозно! Многие композиторы писали отдельные произведения для духовых инструментов, как бы отдавая им предпочтение. Достаточно прослушать концерты Моцарта и Гайдна, Глинки и Равеля, чтобы вполне насладиться их звучанием.
Тем, кто впервые знакомился с инструментами симфонического оркестра в школе, хорошо известна музыкальная пьеса-сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. Все персонажи пьесы красочно нарисованы средствами музыки, у каждого героя свой музыкальный образ, свой инструмент. Высокий голос и переливчатое звучание флейты – это Птичка, несколько гнусавый тембр гобоя – Утка. Можно также услышать низкий и «солидный» фагот – Дедушка. Теплый и «мяукающий» кларнет – Кошка. Композиторы часто применяют звучание деревянных духовых инструментов для создания образов природы, лирических сцен.
В эпоху романтизма большее внимание в симфоническом оркестре стало уделяться медным духовым инструментам. Это трубы, валторны, тромбоны и тубы. Усилилась их роль потому, что стали создаваться произведения более драматичные, посвященные поражениям или победе в жизни главных героев. А также произведения, основанные на сказочных сюжетах, фантастических и нереальных событиях в жизни человека. Медным духовым инструментам в оркестре отводится роль создания героических, мужественных образов. Они звучат во многих острых, драматических моментах музыкальных произведений. Соната для валторны Л. В. Бетховена, концерты для трубы А. Пахмутовой и Й. Гайдна, героико-фантастические произведения Вагнера – лучшее тому подтверждение!
Звучание духовых инструментов создает особый настрой в душе человека, как, впрочем, и любой другой музыкальный звук. Нужно только, чтобы звучание их имело благотворное воздействие на внутренний мир человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий